Симметрия и структура лабиринта
Адаптация лабиринта в качестве христианского символа в начале Средних веков сопровождалась серией важнейших изменений в его дизайне. Всего за несколько веков, классический лабиринт, в неизменном виде просуществовавший повсеместно всю доисторическую эпоху и обнаруженный в ряде раннехристианских надписей и рукописей, был заменен набором гораздо более сложных вариантов с ярко выраженными христианской символикой и назначением. Многообразие форм и украшений, характерное для поздних средневековых лабиринтов, усложняет процесс осознания их эволюции и взаимоотношений друг с другом.
На рисунке ниже показано, как двойной меандр, известный также как греческий ключ, или прямоугольный орнамент, может быть трансформирован в классический лабиринт. Если осуществить операцию в обратном порядке, то можно лучше изучить ключевые части лабиринта, те самые решающие сектора, где тропы поворачивают, чтобы перейти на новый виток. Данные версии дизайнов лабиринта, называемые компрессионными (сжатыми) диаграммами, показывают основу решения, свободного от лишних деталей (растянутых ходов, разнообразия форм и дополнительных декоративных элементов).
Меандр становится лабиринтом
Классический лабиринт в сопоставлении с Отфридским
Классический лабиринт (A), базовый и простейший из образов лабиринта, можно ужать, чтобы получить его схематическую диаграмму, на которой вход расположен внизу справа, а цель назначения — наверху слева. Перед нами рисунок двойного меандра, схематично представляющего весь путь через лабиринт.
А. Классический лабиринт и его схематическая диаграмма, вход расположен внизу справа, а цель назначения — наверху слева
Посмотрим на дизайн Отфридского лабиринта (В), разработанный в IX в. Компрессионная диаграмма Отфридского лабиринта показывает, что он базируется на тройном меандре. Небольшое изменение приводит к увеличению числа колец до одиннадцати. Это число олицетворяет грех в средневековом сознании. Лабиринт может рассматриваться как символический единственный путь, ведущий через греховный мир к спасению, представленному конечной точкой назначения.
В. Отфридский лабиринт и компрессионная диаграмма Отфридского лабиринта
Средневековая симметрия
Визуальная и топографическая симметрия средневекового лабиринта поражает воображение. На диаграмме этого лабиринта видно, как сквозь него движется тропа вперед. Пройдя сначала самые глубинные витки (окрашены светло-зеленым цветом), она, извиваясь, устремляет свой бег назад (показано белым), направляясь к крайним кольцам, а затем вновь назад по направлению к центру (показано синим). Половинки лабиринта зеркально отражают друг друга. Из 35 отдельных секторов тропы, которые необходимо пройти, чтобы достичь центра, первые 17 ходов являются точной копией последующих семнадцати, лишь восемнадцатый ход выступает в единичном варианте, являясь скрытой осью симметрии всей тропы (светло-серая полоска на белом фоне в центре).
Средневековый лабиринт и его компрессионная диаграмма
Лабиринт из Реймса в сравнении со средневековым лабиринтом
Дизайн средневекового лабиринта, получивший широкое распространение начиная с X в., сохраняет 11 ходов Отфридского варианта, но в нем добавлено еще три оси вдоль важнейших направлений поворотов ходов. Сжатая диаграмма этого дизайна средневекового лабиринта показывает элегантность и красоту чередования ходов, которые необходимо выполнить для достижения цели, а также удивительную симметрию всего построения. Выстроить ходы в определенном порядке, чтобы получить лабиринт этого типа, на редкость сложно, подобная симметрия достигается весьма ограниченным количеством комбинаций.
Средневековый лабиринт и его схематическая диаграмма
Сравните этот дизайн с лабиринтом из Реймса и его сжатой диаграммой. Для прохождения лабиринта следует сначала пересечь внешние три витка, затем пять средних, а затем три внутренних.
Лабиринт из Реймса и его схематическая диаграмма
Источник: Джеф Савард, «Лабиринты»